Новости проекта
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 3 человека

Консультация  Самовоспитание  старшеклассников  как  условие  нравственного воспитания

Дата: 12 января 2024 в 08:43, Обновлено 19 ноября 2024 в 09:52

Консультация 
Самовоспитание  старшеклассников  как  условие 
нравственного воспитания 

Самовоспитание - это определенный тип отношения, поступков, 
действий  с  точки  зрения  соответствия  определенному  идеалу. 
Многие  исследователи  считают,  что  наиболее  благоприятным 
периодом  развития  потребностей  самовоспитания  является 
подростковый возраст. «Каким я должен быть?» - задает вопрос 
растущий  человек.  Чтобы  ответить  на  этот  вопрос,  надо  знать 
самого себя. 
Активная  деятельность  -  основное  условие  формирования 
личности и ее качеств. Побуждением к самовоспитанию должны 
быть,  с  одной  стороны,  чувство  самокритичности, 
неудовлетворенности собой,  стремления к новому. Но, с другой 
стороны, необходимая вера в себя и в помощь других, например 
семьи. 
Проблема  подростков  заключается  в  том,  что  они  далеко  не 
всегда  соизмеряют  свою  потребность  к  самостоятельности  с 
реальными  возможностями.  Отсюда  конфликты,  отказ  от 
осмысленного самовоспитания, что порой порождает подражание 
не лучшим образцам поведения. 
Важно  помочь  ребятам  в  организации  самопрогнозирования. 
Каждый хочет заглянуть в завтрашний день. Прогноз может быть 
краткосрочным  (дни,  недели),  среднесрочным  (каникулы)  или 
долгосрочным (окончание вуза, устройство семьи, быта). Но все 
виды прогноза реальны в семье, при активном участии родителей. 
Это: 
• помощь в выборе профессии (какие популярны, престижны); 
• выбор вуза; 
•  совместный  поиск  ответа  на  вопрос,  каков  будет  спрос  на 
специалистов разного профиля, через некоторое время и т. п. 
Но далеко не все юноши и девушки готовы к прогнозированию, в 
зависимости от типов отношений к своему будущему. Мы можем 
предложить классификацию, но она очень условна, черты типов могут  пересекаться  между  собой.  Она  дает  возможность 
учитывать  особенности  прогностической  деятельности 
старшеклассников, помочь им в самовоспитании. «Фаталисты» не 
задумываются  о  завтрашнем  дне,  считают,  что  все  заранее 
предопределение судьбой и от нее не уйдешь. Здесь сказывается 
боязнь заглядывать в завтрашний день, не ожидая от него ничего 
хорошего. Это связано с усиление влияния религии. Такие люди 
могут  поступить  в  духовные  учебные  заведения.  «Стрекозы»  - 
имеются в виду люди, напоминающие крыловскую стрекозу, они 
не  хотят  задумываться  о  завтрашнем  дне.  В  основе  такого 
подхода  явно  завышенное  представление  о  ценности  дня 
сегодняшнего  и  недооценка  дня  завтрашнего.  Классический 
пример  -  отношение  к  своему  здоровью,  например,  сегодня  не 
чистя  зубы  регулярно,  не  затрачивая  время  на  другие 
гигиенические  процедуры,  завтра  -  можно  расплатиться  по 
большой  цене.  «Муравьи»  -  люди  с  нормальной  реакцией  на 
события сегодняшнего и завтрашнего дня, умеющие обдумывать 
свои  поступки  в  соответствии  с  событиями  и  планами.  Они 
способны  ко  всем  видам  прогнозов.  «Компьютеры»  -  для  них 
характерно  планирование  каждого  своего  шага,  вплоть  до 
мелочей.  Они  не  просто  планируют,  они  занимаются  самим 
процессом и для них это важнее, чем просто предвидеть события. 
Этим старшеклассникам свойственно ответственное отношение к 
своим  обязанностям,  но  и  мнительность,  тревожность, 
нерешительность  в  сложных  ситуациях.  Они  тверды  в  своих 
решениях,  могут  доводить  их  до  конца.  «Кассандры»,  или 
«Прорицатели беды»  - такие старшеклассники видят в будущем 
только  неприятности  и  пытаются  в  каждом  шаге  «избежать 
неизбежных  бед»,  застраховаться  от  проблем.  Это  лишает  их 
удовольствия  от  радости  сегодняшнего  бытия.  Они  склонны  к 
одиночеству,  скрывают  свои  мысли  и  намерения,  часто 
пессимистичны. 
Становится  очевидным,  что  самовоспитание  и  сознательную 
дисциплину  сначала  задают  взрослые,  и,  при  правильном подходе, эти навыки должны перейти во внутреннее требование 

старшеклассника к себе.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.