Беседа ”Что такое самовольные уходы. Их последствия“
(с детьми 5-7 классов)
Подготовила: педагог-социальный Е.М.Атрощенко
Цель: информирование учащихся о последствиях самовольных уходов с точки зрения закона и морали, об опасностях на улицах, о безопасных способах преодоления желания самовольного ухода из школы, дома; способствовать развитию умения строить взаимоотношения с другими людьми, находить выход из конфликтных ситуаций; способствовать воспитанию законо-послушного гражданина.
Ход беседы:
Педагог-социальный: Сегодня мы с вами рассмотрим причины побегов, что делать, если возникло желание сбежать, и какие последствия может иметь самовольный уход из дома.
Педагог-социальный: В качестве разминки ответьте мне на вопрос: Чем я могу гордиться? За что меня любят? (Примерные ответы)
- Мне нравится, что я хорошо учусь.
- Я молодец, потому что у меня часто хорошее настроение.
- Я хороший друг. Меня уважают в коллективе.
Педагог-социальный: Давайте с вами вспомним известную всем нам сказку «Колобок».
(Вспоминают сказку).
А теперь мы ее проиграем с помощью настольного театра. (Педагог-социальный распределяет роли между детьми).
Обыгрывание сказки.
Педагог-социальный: Вот такой вот плачевный конец. А каков же смысл этой сказки?
(Нельзя убегать из дома!)
Педагог-социальный: Теперь давайте перемотаем ленту на начало сказки и поработаем сказочниками. Вам предстоит переписать сказку так, чтобы ее финал стал счастливым, а не трагическим.
Жили - были дед, да бабка и спекла бабка колобок… Что же произошло с колобком дальше в нашей новой сказке? (колобок пошел в школу, учился на 4 и 5, занимался в кружке, радовал успехами родителей, получил аттестат, поступил в институт, по окончании устроился на работу, стал большим начальником и зарабатывал хорошие деньги, у него появилась жена и двое колобков, и они все вместе приезжали к бабке и дедке на чай с пирогами.)
Педагог-социальный: Хорошая, интересная, а главное поучительная сказка у нас получилась.
Педагог-социальный: как вы понимаете словосочетание «самовольный уход»?
(Ответы детей Т.е. когда ушел из школы, дома и не отпросился у учителя, родителей или других взрослых).
Педагог-социальный: Ребята, как вы считаете, что может заставить ребёнка совершить такой поступок и уйти из дома. Почему дети сбегают? (дети называют свои предположения: кто - то обидел; произошёл конфликт; подрался с другом; решил что никому не нужен; от обиды и унижения; скука и не занятость и т. д.)
Дети убегают из дома, когда:
1) ссоры с родителями, учителями;
2) чтобы "отомстить" родителю, учителю, с которым поссорился;
(например, если ты обиделся на учителя, за то, что он тебя наругал, прежде, чем мстить, подумай, может быть ты совершил плохой поступок и тебе стоит просто извиниться?)
3) конфликты с другими учениками;
4) тоска по родственникам, знакомым;
5) надоело подчиняться правилам школы, выполнять обязанности по дому;
6) побег от скуки (когда нечем заняться).
7) желание испытать новых впечатлений, любопытство;
8) подражание другим, уход "за компанию" (но не нужно смотреть на других, и делать так же, как они. Может лучше попробовать отговорить друга от побега?);
9) чтобы показать свою "смелость";
10) желание проверить себя, на что способен.
Педагог-социальный:
• если им скучно и нечем занять себя (не были сформированы творческие потребности);
• их сводит оскомина монотонности, однообразия (пассивность, безынициативность);
• они хотят необычных впечатлений (нет понятий о последствиях и опасностях);
• они испытывают потребность самоутверждения, принятия и признания (неразборчивость в способах, безответственность)
Педагог-социальный: Какие же бывают последствия побегов из дома или школы?
- Ставят на учёт в милиции.
- Взрослые перестают доверять.
- Администрация школы, педагоги, родители становятся более строгими к ученикам.
- Это плохой пример для других детей.
- На улице можно попасть в беду или в неприятную ситуацию.
- Может произойти несчастный случай на дороге (можно попасть под машину или другой вид транспорта).
- Часто бродягами, бомжами становятся сбежавшие дети дома (дома у вас есть все условия для жизни, о вас заботятся, на улице таких условий нет).
- Можно попасть в плохую компанию (которая способна заставить совершать преступления для их выгоды).
- Можно стать жертвой преступников (которые способны обмануть, обокрасть, избить и т. д.).
Дети любят рисковать. Они знают, что многие люди погибают, но им кажется, что несчастные случаи могут происходить «с кем-то, но не с ними», а несчастные случаи могут произойти с любым.
Педагог-социальный: Как вы думаете, ребята, побег из дома стоит вашей жизни?
А, что надо сделать, чтобы этого не случилось?
Педагог-социальный: Что вы можете сделать, если у вас появится желание уйти из дома или из школы? (дети называют свои варианты решения проблемы)
1. Например: если ты поссорился с другим учеником, нужно помириться с ним или пойти поговорить с учителем, психологом, о том, что тебя беспокоит.
2. Если тебе грустно, можно поделиться этим с другим человеком, учителем, социальным педагогом, психологом.
3. Если же произошёл конфликт с учителем: можно поговорить с психологом, с другом, отвлечься каким-нибудь делом.
4. Если тебе скучно:
· Можно порисовать,
· Послушать музыку,
· Почитать книгу,
· Записаться в какие-нибудь кружки,
· Поиграть в футбол,
· Заняться полезным делом, помочь своим родителям.
Педагог-социальный: Почему выгодно быть хорошим, не нарушать правила поведения?
· потому что к тебе хорошо относятся педагоги,
· тебя уважают другие дети,
· с тобой приятно общаться,
· родители и учителя спокойны за тебя,
· ты не попадешь на улице в беду или неприятную ситуацию.
Педагог-социальный: Давайте подведём итог нашей беседы:
1. Попав в трудную ситуацию, не впадайте в панику или депрессию.
2. Определите, кто создал трудную ситуацию. Если вы сами, значит возьмите ответственность на себя. Поразмысли откуда ещё может исходить опасность.
3. Подумайте, с кем бы вы могли откровенно поговорить о своём положении.
4. Не оставайтесь со своей болью один на один. Это всегда заставит вас обманывать окружающих.
5. Постарайтесь обратится к взрослому или позвонить по телефону доверия.
6. Верьте, что вы сможете исправить положение, главное ничего не бояться. Страх это не ваш спутник и друг. Пусть страх дружит с одиночками. А вы не одни! Если вы попросили помощи вам всегда помогут!