Памятка педагогу
Как формировать учебную мотивацию
Внушить учащемуся веру в собственные силы Подбирайте задания, темы, которые ученик освоил и способен с ними справиться. Например, ученик слабо заучивает материал, но может подготовить презентацию по готовому тексту доклада. Задания должны чуть выходить за уровень знаний учащегося. Ситуация «Эврика! Я теперь это знаю!» стимулирует стремление к познанию. Подбадривайте учащегося: поддерживайте, отмечайте успехи, подчеркивайте положительные черты.
Сделать уроки интересными Используйте технологии проблемного обучения, критического мышления. Тогда ученик будет субъектом образовательного процесса, его активным участником. Позволяйте ученикам влиять на содержание деятельности: выбирать вид задания, его сложность, формы работы. Создавайте ситуации эксперимента, приучайте к тому, что на ошибках учатся. На примерах показывайте, что найти решение можно, только если попробовать все возможные и невозможные способы.
Оценить достижения учащихся Отмечайте динамику ученика только в сравнении с ним самим. Давайте обратную связь. Поясняйте, что именно выполнено хорошо, за что вы хвалите, и над чем еще нужно поработать. Не опирайтесь только на учебную мотивацию Задействуйте и другие мотивы, которые стимулируют интерес к обучению: социальные, мотивы достижения, внешние, коммуникативные.
Как создать ситуацию успеха на уроке
Отказаться от критических комментариев Не надо критиковать учащегося, использовать в разговоре с ним пренебрежительный тон. Например: «Что еще от тебя ожидать», «Ты, как всегда…», «Ты головой-то думай».
Хвалить Используйте похвалу: устную: «Молодец! Стараешься!». Задействуйте письменную похвалу: напишите в тетради или дневнике слова одобрения или коллективную: класс аплодирует ученику за успешный ответ, дети показывают сигнальные карточки «позитивный смайлик». Сравнивайте результат ученика только с его собственным уровнем знаний и компетенций: «Сегодня у тебя получается лучше, чем на прошлом уроке!».
Давать возможность совершить открытие
Помогайте чего-то добиться, сделать открытие. При этом помните о правиле «шаг назад или шаг вперед»: каждое задание должно быть посильным. Неуверенным в своих силах учащимся предложите более легкие варианты на повторение. Учащимся с хорошими мыслительными способностями предложите нестандартное задание: логические задачи, проект. Подбадривайте сомневающихся, тревожных учащихся: «У тебя получится! Я уверена – ты знаешь!», «Начни отвечать, если забудешь – мы поможем».
Памятка для педагогов
«Приемы, чтобы справиться со стрессом»
Позаботьтесь о теле: без этого пункта у вас не будет сил на перемены и работу с эмоциями. Старайтесь ложиться спать и просыпаться в одно и то же время, достаточно питаться, двигаться, отдыхать на выходных. Начните вести дневник эмоций: каждый день записывайте, какие эмоциональные события с вами произошли и как вы на них отреагировали. Это поможет замечать эмоции и работать с ними. Составьте список ресурсных занятий – таких, после которых вы чувствуете себя наполненным. К примеру, это может быть чтение книг, вышивание, занятия спортом, занятия творчеством и т.д. Планируйте дни так, чтобы каждый день делать что-то из своего «Ресурсного списка». Это поможет разнообразить жизнь вне работы и восстановиться после стресса. Подумайте, какие у вас ценности. Как вам важно жить? Как вы хотите проявлять себя? Что придает вашей жизни смысл? Старайтесь менять жизнь так, чтобы она больше соответствовала вашим ценностям. Уделяйте время общению с семьей и друзьями. Запланируйте время, которое регулярно будете проводить вместе с ними. Придумайте новые традиции, например раз в месяц ходите в кино, на ужин, в ресторан и т.д.