Цель: ознакомить с видами насилия, донести до подростков понятие о жестокости,
насилии, о возможностях его предотвращения, о законах, защищающих жертву.
Ход занятия
I. Начало беседы
Педагог: Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Сначала, как японцы,
потом, как одноклассники, которые не виделись 10 лет, потом, как партнеры по
бизнесу (деловые люди).
II. Название беседы и темы
Педагог-психолог: Сегодня мы будем говорить о деликатной теме, для кого-
то, может быть, она неприятная, для кого-то - новая. Но мы должны об этом
говорить, потому что с врагом легче бороться, когда его знаешь. Мы живем с вами в
очень сложное и жестокое время. Преступления среди подростков увеличиваются с
каждым днем, формируются антиобщественные группировки, совершающие
преступления, растет число наркоманов. Мы с вами, простые граждане, уже не
можем спокойно ходить по улицам вечером. Ответьте мне, пожалуйста.
III. Работа над темой
Педагог-психолог: Какие случаи, действия можно назвать
насилием? (Записываю все ответы детей)
Возможные варианты ответа: это когда бьют, толкают, таскают за волосы,
раздают пинки и подзатыльники.
Педагог-психолог: Как можно охарактеризовать людей, которые совершают
эти действия? (Жестокими)
Что такое жестокость? (Дети сами пробуют дать
определение) Послушайте, как дается это понятие в словаре.
Жестокость — морально-психологическая черта личности, которая
проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым
существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.
Что такое насилие? Как вы считаете?
Это преднамеренное применение физической силы или власти,
действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица,
группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая
степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма,
отклонения в развитии или различного рода ущерб.
Еще по-другому можно сказать, что если вам страшно, это насилие.
Педагог-психолог: Есть разные формы насилия, каждая из которых
характеризуется по- своему.
Давайте подумаем и назовем
формы Как вы понимаете?
Психическое насилие - это оказание давления, унижение, угроза, порча
принадлежащих тебе вещей, отвержение, изоляция, игнорирование.
Эмоциональное насилие - это грубые окрики, оскорбления, унижение
чувства достоинства, постоянная критика.
Экономическое насилие - это когда не дают денег, контролируют,
сколько и куда потратил, лишают собственных денег, во всем ограничивают.
Сексуальное насилие - это изнасилование, принуждение к сексуальным
отношениям, пошлые домогательства, вульгарные выражения.
Пренебрежение нуждами ребенка - это отсутствие заботы, ограничения в еде,
лишение одежды, жилья.
Эмоциональная разрядка
Встать так, чтобы дети могли свободно ходить по помещению.
Прошу встать в круг. Затем рассчитаться на “один - четыре” и сделать
следующее:
Каждый “номер первый” складывает руки за головой так, чтобы локти
были направлены в разные стороны;
Каждый “номер второй” ставит руки на талию так, чтобы локти также
были направлены вправо и влево;
Каждый “номер третий” кладет левую руку на талию, правую руку – за
голову, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;
Каждый “номер четвертый” держит руку на талии, а другую на колено
ставит (локти смотрят в стороны).
Нужно перемещаться по кругу, касаясь друг друга локтями
Педагог: Часто, когда над подростком совершается насилие, он боится об
этом сказать даже родителям. Что же делать в таком случае?
Педагог: Вы должны воспользоваться помощью человека, которому
доверяете. Давайте вместе определим, кто это может быть? (На доску креплю
ватман, на котором нарисовано солнце. Один ученик записывает на лучиках ответы
детей) (полиция, родители, родственники, учитель, специальные центры,
уполномоченный по правам ребенка, психолог)
Педагог: Давайте выберем из предложенных ответов
“Солнце доверия” (по защите прав ребенка)
Запомните: Если случилось насилие, то
Вы не одиноки.
Вы не виноваты в том, что происходит насилие.
Вам помогут и вас поддержат.
IV. Завершение мероприятия
Сложностей нельзя избежать. Научитесь решать эти сложности. Заканчивая
беседу, я хочу, чтобы вы на сердечках написали советы (пожелания) себе или другу,
или всем людям, как нужно противостоять жестокости и насилию.