Новости проекта
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 3 человека

Профилактическое занятие ”Буллинг. Травля“ для обучающихся 5-7 классов

Дата: 21 декабря 2023 в 09:58

Цели:
 формирование негативного отношения детей к таким понятиям, как буллинг,
 психологическое насилие;
 формирование умения найти пути выхода из ситуаций травли;
 формирование толерантного отношения к сверстникам;
 закрепление понятий буллинг, как резко отрицательных явлений жизни.
Прогнозируемый результат: понимание подростками важности проблемы
психологического насилия; помощь в определении нравственных ориентиров.
Наглядный материал: компьютерная презентация.
Формулировка темы занятия
Послушайте отрывок из известной сказки:
«Когда утята пришли во двор, другие утки рассматривали их и громко говорили:
— Ну вот, еще целая орава! Точно нас мало было! А этот-то какой безобразный!
Его уж мы не потерпим! И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.
— Оставьте его! — сказала утка-мать. — Он ведь вам ничего не сделал!— Это
верно, но он такой большой и странный! — отвечала забияка. — Ему надо
задать хорошую трепку!
— Славные у тебя детки! — сказала старая утка с красным лоскутком на лапке.
— Все очень милы, кроме вот этого... Этот не удался! Хорошо бы его
переделать!
Все утята стали вести себя как дома. Только бедного утенка, который вылупился
позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками
решительно все — и утки и куры.
— Он больно велик! — говорили все, а индейский петух, который родился со
шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся, словно
корабль на всех парусах, подлетел к утенку, посмотрел на него и пресердито
залопотал; гребешок у него так весь и налился кровью. Бедный утенок просто не
знал, что ему делать, куда деваться. И надо же ему было уродиться таким
безобразным, чтобы сделаться посмешищем птичьего двора!»
Педагог социальный:
-Что происходило на птичьем дворе?
-Как можно назвать сложившуюся ситуацию? Чем вызвал недовольство
окружающих бедный утенок?
-Можно ли встретить подобную ситуацию среди людей?
К сожалению, такое явление бывает и среди людей. Особенно часто оно
встречается в детских коллективах. Дети тоже могут обижать других детей,
которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность
своих поступков. Они думают, что просто играют, смеются и шутят. Но это
совсем не забава. А именно: когда человека намеренно доводят до слез,
согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут и портят его

вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто
игнорируют, — это называется “травля”.
-Определите из всего сказанного тему нашей беседы.
Дети высказывают свои предположения.
Работа с понятиями.
Степень насилия может быть разной. От легкой, словесной до тяжелой, с
нанесением физических увечий и доведением до самоубийства. Сегодня мы
будем говорить о насилии в виде травли.
Педагог социальный: С травлей вы все сталкивались ни раз. Давайте подумаем,
что это такое? В чем проявляется травля?
Ответы детей.
Демонстрация презентации, пояснения.
Травля, или буллинг, или моббинг – это негативные действия со стороны одного
или нескольких человек в отношении другого человека на протяжении
длительного времени.
Типы буллинга:
1. Физическая агрессия
2. Словестный буллинг
3. Запугивание
4. Изоляция
5. Вымогательство
6. Повреждение имущества
Травля – это один из видов отвержения, психологического насилия.
Виды психологического насилия:
 Травля (не дают прохода, обзывают, бьют, развлекаются, мстят за что-то...)
 Неприятие активное (возникает в ответ на действия жертвы; человеку дают
понять, что он никто, его мнение ничего не значит)
 Неприятие пассивное (не принимают, не берут в совместную деятельность)
 Игнорирование (на человека не обращают внимания, с ним не общаются, его не
замечают, не интересуются им);
 Моральное насилие (насмешки, шантаж, угрозы, прозвища, оскорбления);
 Кибербуллинг (угрозы в сети, домогательства, выкладывание в интернет
порочащих сведений и пр)
Все эти виды одинаково отвратительны и имеют тяжелые последствия.
Активизация моральных чувств.
Педагог социальный: ребята, я предлагаю вам представить ситуацию, в
которой вы не приняты в коллективе, у вас нет друга, с вами никто не общается.
Педагог социальный: вы представили себя на месте человека изгоя.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- как бы вы себя чувствовали в такой ситуации?
- какие бы эмоции вы испытывали?
- чего бы вам хотелось?
Ответы детей.

Оценка явления.
Педагог социальный: то, что вы сейчас представили, - страшно, неприятно. Вы
должны знать: травля – это плохо! Люди могут быть очень разными они могут
нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить и грызть друг
друга, как пауки в банке. Люди на то и люди, разумные существа, что они
способны научиться быть вместе. Даже если они очень-очень разные и кто-то
кому-то кажется совсем неправильным. Но никому не позволено травить другого
за то, что он отличается чем-либо от остальных. Никакие «да мы просто
пошутили», или «мы так играем», или «мы его просто дразним» не оправдывают
ваше поведение.
Травля – это болезнь. Бывают такие болезни, которые поражают не отдельного
человека, а группы, классы. Если группа людей, группа одноклассников не
следит за чистотой отношений, она может заболеть - насилием. Это всем вредно
и плохо. Придется срочно лечиться, чтобы у нас был здоровый, дружный класс.
Давайте посмотрим, как выглядит эта болезнь, и кто ею болеет.
В буллинге участвуют три стороны: зачинщики, жертва и последователи.
Зачинщики. В основе их действий обычно лежит желание самоутвердиться,
выделиться. Иногда травля бывает результатом личной мести.
Преследователи, наблюдатели – все остальные.
Причины присоединения последователей к зачинщикам:
- подчинение стадному чувству;
- желание заслужить одобрение лидеров класса;
- от скуки или ради развлечения;
- из страха оказаться на месте жертвы;
- желание самоутвердиться
Жертвой травли можно стать независимо от внешнего вида и особенностей
личности. Для этого не надо быть каким-то особо ненормальным. Бывает и
такое, но может быть и другое. Ты носишь очки, ты толст или худ, плохо одет
или у тебя другой цвет кожи - все может служить причиной травли.
Могут быть некоторые особенности, которые приводят к тому, что ты станешь
жертвой: обидчивость, замкнутость, отклонения в здоровье, низкая
самооценка...
Зачинщиком может стать кто угодно.
Последствия травли опасны для всех.
Самые тяжелые последствия для жертв:
- снижение уверенности в себе;
- уменьшение способности и желания учиться из-за нежелания ходить в школу;
- поиски внешкольного круга друзей, которыми могут оказаться кто угодно;
- последствия для здоровья;
- переживание постоянных негативных эмоций;
- возникновение депрессии, в особо тяжелых случаях – попытки суицида;
- последствия во взрослой жизни – проблемы с созданием семьи, с выбором
профессии, с поиском друзей.
Для зачинщиков:

- озлобленность;
- потеря уважения к себе;
- проблемы с друзьями (дружба, основанная на страхе, это не дружба);
- проблемы в рабочих коллективах во взрослой жизни (если зачинщик понесет
туда свой школьный опыт);
- зависимость от чужого мнения.
Ребята, я читала вам отрывок из сказки в начале нашей беседы. Это сказка про
гадкого утенка. С утенком-то все потом будет хорошо, он улетит с лебедями. А
куры и гуси? Они так и останутся неспособными ни сочувствовать, ни
сопереживать. Когда в классе возникает похожая ситуация, каждому приходится
определиться: кто я в этой истории.
Радостно, что вы понимаете - травить - это неправильно, плохо и больно.
Если вас травят в сети (кибербуллинг):
Не отвечайте на травлю в онлайн-пространстве. Если вас пытаются оскорблять
смс-сообщениями, через ВКонтакт, Фэйсбук и другие социальные сети, через
электронную почту, не отвечайте. Особенно если послания анонимные.
Заключение.
Педагог социальный: Надеюсь, правила, которые вы сами сформулировали и
приняли, будут работать, и наш класс не будет болеть болезнью под названием
«травля»
Каждый из вас должен знать элементарные правила: как себя вести в сложной
ситуации и куда обращаться за помощью. А так же вы должны осознавать всю
ответственность за проступки, которые совершаете в своей жизни. Применение
физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над
взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их
происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать
информацию в милицию, а милиция — отреагировать. Так же необходимо
помнить, что уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Живите по принципу - «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они
поступали с тобой».

ПАМЯТКА
Что делать ребёнку – жертве травли?
1. Если вас травят в школе, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно
расскажите об этом взрослому: родителям, учителю, старшему товарищу.
Запомните: попросить помощи – это не слабость, а решение взрослого
человека, попавшего в беду.
2. Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что
происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один
со своей проблемой.
Запомните: Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и
сможет вас защитить.
3. Если вас травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео,
голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как
доказательства совершаемого кибербуллинга.
4. Если предмет травли можно исправить – исправьте. Если нельзя – не
считайте себя виноватыми.
5. Если не доверяете свою проблему знакомым взрослым, позвоните на
национальную детскую телефонную линию: 8-801-100-1611 –
круглосуточно или задайте вопросы на условиях анонимности
профессиональному психологу на сайте кids.pomogut.by в онлайн-режиме с
8.00 до 20.00

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.