Родительское собрание
«Компьютерная зависимость – болезнь 21 века»
Добрый день! Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы поговорить на серьезную тему «Болезнь 21 века» - компьютерная зависимость.
Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с компьютером постоянно – на работе, дома, и даже в машине. Постепенно компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру.
Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 90-х годах прошлого века. Она характеризуется навязчивым стремлением уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное самочувствие.
Компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников, школьников, студентов и взрослых.
В основе увлеченности компьютерными играми лежит потребность в получении удовольствия.
В настоящее время выделяются два основных психологических механизма образования зависимости от ролевых компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. Они всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости. Оба механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний, т.е. они не будут работать, если человек полностью удовлетворен своей жизнью, не имеет хронических психологических проблем и считает свою жизнь счастливой и продуктивной.
Хочется отметить, что компьютерная зависимость – это Болезнь, такая же, как алкоголизм и наркомания. Однако чтобы ее получить не требуется употребления никаких веществ, но привыкание возникает очень быстро. Что же находят дети в этом несуществующем мире? Давайте попробуем это понять.
Существуют так называемые ловушки, в которые попадают дети:
1. Компьютерные игры шокируют нереальной, неземной яркостью красок (природные цвета и формы преимущественно спокойные и гармоничные) здесь же все мелькает, подпрыгивает, зрелищно, ребенок вынужден непрерывно испытывать яркие эмоции, которые остаются за рамками осмысленного переживания. Происходит своеобразная алкоголизация эмоциональным адреналином.
2. Здесь безопасно (можно прожить несколько жизней).
3. Нет последствий (подмена социальных норм).
4. Навязанный кем-то сценарий. Дети думают, что в реальности так и есть.
Чем раньше ребенок начинает играть, тем сложнее ему вернуться.
Злоупотребление телевизором, компьютером провоцирует у детей интеллектуальную, социальную недостаточность, то есть происходит отставание в развитии.
Существуют различные виды компьютерной зависимости. Одной из них является…
- кибераддикция. Кибермания и лудомания (патологическое влечение к компьютерным и азартным играм)
Делится на ролевые компьютерные игры (происходит максимальный уход от реальности), неролевые (азартное накопление очков, например покер, карты, танчики, дота на стратегии и т.д.)
Следующий вид это…
- сетиголизм (навязчивая потребность сети).
- Путешествия по сети,
- Вебсерфинг (ссылка на ссылку),
- Виртуальные знакомства,
- Азартные игры,
- Чаты,
- Сериалы он-лайн.
Еще одна из распространенных зависимостей это…
- киберсексуальная зависимость - непреодолимое влечение к посещению порносайтов.
Почему же возникает компьютерная зависимость?
Причины возникновения компьютерной зависимости
- Отсутствие навыков самоконтроля. Не может самостоятельно контролировать свои эмоции, ребёнок не может наметить перспективу, просчитать ситуацию.
- Отсутствие контроля со стороны родителей, неумение самостоятельно организовывать свой досуг.
- Дефицит общения в семье.
- Незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером.
- Стремление заменить компьютером общение с близкими людьми.
- Стремление ребенка уйти от трудностей реального мира в виртуальный мир.
- Родители не осознают взросление ребёнка и не изменяют стиль общения с ним.
- Ребёнку дома не комфортно, так как у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя хозяином.
- Низкая самооценка и неуверенность ребёнка в своих силах, зависимость его от мнения окружающих.
- Замкнутость ребёнка, его неприятие сверстниками.
- Подражание, уход из реальности вслед за друзьями.
- Следствие других заболеваний – родители сами поощряют общение ребенка с компьютером, компенсируя, таким образом, недостатки ребенка (дети с ОВЗ).
Компьютер начинает управлять ребенком. Он не может сопротивляться ему, т.к. у него не сформированы защитные механизмы.
Как же происходит формирование игровой зависимости? Данные механизмы работают независимо от сознания человека и причин игровой деятельности.
1. Основная потребность ребенка уход от проблем, от настоящего, избавление от разных забот. Психика детей неустойчива к неблагополучному воздействию. Например, получил двойку - ему это событие кажется тотальным. Мы семь лет тебя растили, вкладывали в тебя, а ты…получил два. Опозорил семью. Как ты мог?
При помощи игр ребенок сам создает Мир, он чаще и чаще уходит в игровую реальность, возникает опасность 100% замены реального мира нереальным.
Чем чаще употребление, тем быстрее формируется зависимость и в дальнейшем ребенок просто не может обходиться без компьютерной игры.
2. В основе другого механизма лежит безобидная потребность в игре, с помощью игры можно произвести любое перевоплощение. Для ребенка характерно принятие роли компьютерного персонажа.
По мере взросления ребенок заменяет ролевую игру на интеллектуальную. Ролевая игра - неосознаваемая познавательная потребность. Процесс построен так, чтобы полностью удовлетворять желания человека.
Чем больше ребенок начинает играть, тем ярче различия между мирами (компенсация). Люди, которые назидают, учат (мама, соседи и др.) становятся фоном - мелькают, раздражают, мешают.
Таким образом, возникновение потребности появляется на фоне психологических факторов, уход от реальности и отождествление с персонажем. Если ребенок удовлетворен полностью своей жизнью и умеет рационально решать свои проблемы, то компьютерная зависимость не сформируется.
Признаки компьютерной зависимости
- Отрыв от работы или игры за компьютером воспринимается агрессивно, ребенок не откликается на просьбы.
- Чувствует себя подавленным, если находится за компьютером меньше, чем обычно.
- Начались проблемы с учёбой.
- Появились проблемы в общении, частые конфликты
- Ребенок скрывает от окружающих сколько времени он проводит в сети, какие сайты посещает.
- Занимаясь другими делами, думает и говорит о компьютерах, играх, Интернете.
- У ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере.
- Нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.
Стадии психологической зависимости от компьютерных игр
1. Стадия увлечения на фоне освоения. После того, как ребенок один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Однако специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер.
2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе ребенка на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности — игра в компьютерные игры.
Игра на этом этапе принимает систематический характер. Если ребенок не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности тормозится какими-либо обстоятельствами, возможны достаточно активные действия по устранению этих обстоятельств.
3. Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется изменением самооценки и самосознания. Игра полностью вытесняет реальный мир.
4.Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий — она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.
Последствия неограниченного пребывания за компьютером
- Общение с компьютером подменяет живое общение, вследствие чего личность ребёнка не развивается.
- Человек в Интернете просматривает информацию, именно просматривает, а не изучает – таким образом, формируется поверхностное отношение к познавательной информации.
- Сидение за компьютером ухудшает зрение, кровообращение в области таза, вызывает проблемы с позвоночником.
- Частая смена картинок на мониторе ухудшает концентрацию внимания ребенка, у него накапливается усталость, появляется нервное напряжение.
Как же определить есть ли у ребенка компьютерная зависимость? Это можно наблюдать в…
- «потере контроля» над временем, проведенным за компьютером;
- невыполнении обещаний данных самому себе или другим касаемо уменьшения времени, проведенного за компьютером, намеренное преуменьшение или ложь относительно времени проведенного за компьютером;
- утрате интереса к социальной жизни и внешнему виду, оправдании собственного поведения и пристрастия;
- смешанном чувстве радости и вины во время работы за компьютером;
- раздраженном поведении, которое появляется, в случае если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается;
- со временем снижается или прекращается физическая потребность (сон, туалет) и прерывается только внешними обстоятельствами.
Думаю, у многих возник вопрос, а что же с этим совсем делать? Как помочь ребенку не попасть в сеть зависимости, а если попал, как из нее выбраться?
Цензура компьютерных игр
Многие электронные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку, а также влияют на формирование личности ребенка. Электронные игры значительно отличаются по жанру и содержанию. Наименее опасны так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком. За этими играми, как правило, «убивают время», они не могут вызвать длительной привязанности. Другое дело – ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего.
Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной его чрезмерной агрессивности.
По этой причине, выбирая компьютерную игру для ребенка, родитель должен задать себе несколько вопросов:
1. Что даст эта игра моему ребёнку?
2. Какие качества будет развивать в нём?
3. Не даст ли игра опасную информацию?
4. Не будет ли формировать негативный стиль поведения?
Как уберечь ребёнка от компьютерной зависимости?
- Приучайте ребенка относиться к компьютеру как к рабочему инструменту, а не как к источнику наслаждения, ознакомьте его с временными нормами работы на компьютере.
- Контролируйте внеучебную занятость ребёнка (кружки, секции).
- Приобщайте к выполнению домашних обязанностей.
- Ежедневно общайтесь с ребёнком, чтобы быть в курсе его дел.
- Следите за тем, что делает ребенок за компьютером (в какие игры играет, в каких соц. сетях и группах состоит, какие сайты посещает и т.д.);
- Осуществляйте контроль, чтобы за компьютер ребёнок садился только в минуты отдыха и после выполнения основных обязанностей.
- Научите ребёнка способам совладания с отрицательными эмоциями, выхода из стрессовых ситуаций.
- Заполняйте свободное время ребенка полезной деятельностью (кружки, секции, семейный досуг).
- Не вымещайте негативные эмоции на ребенке.
- Поощряйте живое общение ребенка со сверстниками и друзьями.
- Поддерживайте самооценку и успешность ребенка.
- Не забывайте, что родители – образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребёнка ( с учётом своих норм).
Что делать если Вы подозреваете у ребёнка компьютерную зависимость?
- Не пытайтесь давить на ребёнка, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего резко и быстро, так как если Ваш ребёнок «завис», то резкое отлучение его от компьютера может привести к необратимым поступкам.
- Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.
- Попробуйте выйти на диалог с ребёнком. Расскажите о пользе и вреде, который можно получить от компьютера.
- Поговорите о свободе и праве выбора, их границах и ответственности за право принимать решения.
- Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном мире. Проследите реакцию ребёнка на новые условия и, самое главное точность их выполнения. Проверьте, сложно ли ребёнку соблюдать новые временные рамки.
- В случае если сокращать время постепенно удаётся, то идите этим путём до установления нормы.
- Если ребёнок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту. Для начала к психологу. Специалист определит, какова степень зависимого состояния и есть ли у него возможности справиться с проблемой. При необходимости обращайтесь к психиатру.
Правила техники безопасности при работе за компьютером
- Проработав за компьютером 1,5 часа нужно сделать гимнастику для глаз. Каждые 40 минут делать перерывы в работе.
- Регулярная влажная уборка – острая необходимость, обусловленная спецификой компьютерного монитора: его способностью собирать на себе пыль, что вызывает высыхание кожи и слизистой носоглотки, слезливость глаз и другие аллергические реакции.
- Компьютер лучше всего ставить в углу, чтобы обезопасить себя от излучения.
- Монитор должен находиться в 60 -70 сантиметрах от пользователя и чуть выше уровня глаз.
- Ребёнку до 7 лет нежелательно взаимодействовать с компьютером. Если же родителям очень хочется приобщить своего малыша к информационным технологиям, то по крайней мере не разрешайте ему сидеть за компьютером более 20 минут в день и чаще чем раз в два дня.
- Для детей 7 – 12 лет компьютерная норма – 30 минут в день.
- 12 – 14 – летние могут проводить за компьютером 1 час в день.
- От 14 до 17 лет максимальное время для работы за компьютером 1,5 часа.
- Каждый работающий за компьютером должен делать обязательный выходной раз в неделю, когда за компьютер не садиться ни на какое количество времени.
Услышав все это, вы, возможно, подумаете, что лучший способ борьбы с данной болезнью это полное ограничение доступа к компьютеру (нет компьютера – нет проблемы!).
Однако в мире современных технологий, человек, не умеющий ими пользоваться, не сможет реализовать себя в нашем обществе. А среди детей это особенно актуально, так как это показатель «крутизны», престижа. Игра является общим интересом в кругу сверстников, темой для общения и может повлиять даже на его статус (принятый в детском коллективе/изгой). Поэтому лишение компьютера, может привести к другим проблемам, а именно непринятию ребенка в кругу сверстников.
Обобщая все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что результаты борьбы с болезнью 21 века находятся в руках взрослых, родителей. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.
Спасибо за внимание!
Как научиться понимать и принимать подростка ?
Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в жизни человека и жизни семьи, где есть подросток. Само слово «подросток» нам уже о многом говорит. Человек еще не вырос, еще не стал взрослым, но уже совсем близок к этому.
Вспомните себя в этом возрасте. Как вам хотелось, чтобы взрослые считались с вашим мнением…как бурно вы реагировали, когда этого не происходило…как стремились добиться авторитета в среде сверстников….какие разные и противоречивые чувства вами переживались – от бессилия, одиночества и непонятости до ощущения своего всемогущества, осознания таких истин и понимания вселенной и человечества, о которых никто просто не догадывается!
Подростковый возраст совпадает с половым созреванием. Меняется тело, голос, черты лица и …меняется характер. В милом и таком привычном образе ребенка родители вдруг обнаруживают кого-то совсем незнакомого, иногда циничного и дерзкого. «Это не наш ребенок! Где та милая девочка, которую мы растили?!» - привычные возгласы родителей подростка. «И в кого у него (нее) такой характер?!»
Наблюдается связанная с половым созреванием «гормональная буря», которая влияет на поведение и выражается:
- резкой сменой настроения
- вспышками агрессии
- замкнутостью
- претензиями к родителям и миру
- колебаниями самооценки
- гиперчувствительностью
Восприятие мира становится очень субъективным, обостряются эмоциональные переживания от переживания «кайфа» от мира и контакта с ним до отвращения и ужаса пребывания в этом мире.
Подросткам свойственно размышлять об устройстве мира, их захватывают разные философские темы, особенно актуальными становятся темы поиска смысла жизни, справедливости, добра и зла, любви и смерти.
Этот внутренний поиск сопровождается чтением книг (от фэнтэзи до экзистенциальной литературы), написанием стихов и рассказов, арт-попыток выразить себя в одежде, прическе, на стенах домов, своей комнаты, заборах т.д.
Интересует все запретное, тайное, мистическое. Привлекают фильмы ужасов, триллеры, драмы. Нередко в этом возрасте способом выразить себя становится принадлежность к той или иной субкультуре. И мы видим готов, эммо, гопников и т.д., которые свом видом демонстрируют друг другу и взрослым свои ценности и жизненные ориентиры.
Зачастую самому подростку крайне трудно справляться со своими переживаниями и резкими сменами настроений. Это пугает его и пугает близких. И именно поэтому подросток так нуждается в поддержке и понимании окружающих.
Какие ж основные проблемы и задачи решаются в подростковом возрасте? Что выходит на первый план? Чему необходимо научиться в этот период?
Ответ прост – навыкам общения с осознаванием своего места и роли в социальной группе.
Отношения со сверстниками становятся самыми важными для подростка. Все остальное как бы подчиняется удовлетворению этой потребности. Это может быть живое общения в подростковых группах или тусовках или общение on-line во всемирной паутине Интернет. И то и другое может сочетаться. Таким образом, подросток нарабатывает навыки общения, учится распознавать смысл и подтекст, учится доверять себе и миру и находить меру этого доверия. Увлечения и интересы напрямую связаны с темой общения – это может быть театральная студия, современные танцы, игра на гитаре и т.д. И все, чем занимается подросток в это время, служит основной задаче – привлечь внимание сверстников, заработать авторитет, почувствовать свою ценность и значимость в группе, ощутить признание группы. Центральным становится переживания своего места в группе сверстников. Поиск этого достойного места.
Надо сказать, что группы или компании, создаваемые подростками в этом возрасте являются аналогией семьи, где есть более авторитетные старшие дети, играющие роль родителей и есть много братьев и сестер и конечно же конкуренция между ними за любовь и признание лидеров группы. Такая «семья» становится важнее семьи реальной и в ней есть возможность попробовать играть разные роли от шута и до лидера и наработать навык общения с людьми, навык выдерживания конкуренции и агрессии.
В этом возрасте подростки достаточно ранимы, уязвимы и тем не менее агрессивны. Способ выражения себя и своих эмоций порою чрезмерен. Самоутверждение иногда может сопровождаться правонарушениями от мелких хулиганских выходок до ситуаций с тяжелыми последствиями.
И конечно эта доминанта на общении и самоутверждении часто сопровождается снижением успеваемости в учебе и дистанцией в контакте с членами семьи.
Франсуаза Дольто пишет о подростках, как о переживающих утрату - у них умирает детство. Для меня такая трактовка была открытием новых смыслов этого периода. Думаю, что подростки - это дети, которые испытывают горе от потери мира, в котором они пребывали. Изгнание из рая - это изгнание из детства. Состояние хронического стресса. Но что при этом переживаем мы, взрослые? Думаю, на уровне контрпереноса нечто подобное…
Как же себя вести с подростком, чтобы сохранить доверительные отношения, которые бывают так остро необходимы и спасают в чрезвычайных обстоятельствах?
Рекомендации для родителей:
- Вспомните себя в этом возрасте и разговаривайте с подростком с позиции равного, а не с позиции «сверху».
- Воздерживайтесь от нравоучений и высказываний типа «А вот мы в твоем возрасте…» В лучшем случает вас не услышат, в худшем - будет ждать агрессивная реакция подростка.
- Ни в ком случае не сравнивайте вашего ребенка с детьми ваших друзей, коллег и знакомых. Это понижает самооценку и создает дистанцию в отношениях.
- При возникновении проблемных ситуаций воздержитесь от прямых советов. Эффективнее будет рассказать о том, как вы в свое время справились с подобной трудностью или же рассказать похожую жизненную историю с другими людьми при этом делая акцент на том, что вы верите в своего ребенка и в то, что он сможет принять правильное решение.
- Не обесценивайте переживаний подростка фразами «Да разве это проблема?» или «Что за ерунда!» или «Не переживай, все пройдет». Этим вы только отобьете охоту общаться с вами и обращаться за помощью. Чувства, которые испытывает подросток очень интенсивны и недооценивать их бывает опасным.
- Если вы видите, что ваш ребенок чем-то расстроен, попытайтесь поговорить с ним, проявляя заботу и бережное участие. Возможно, простые объятия без слов помогут больше, чем все ваши советы.
- В спорных ситуациях общения с другими людьми, постарайтесь занять нейтральную позицию: не обвиняя и не выгораживая других или своего ребенка. Постарайтесь задавать вопросы: Как ваш ребенок оценивает эту ситуацию? Где он видит и в какой мере свою долю в создании проблемы? Какой опыт он может из этого извлечь? В какой помощи от вас нуждается?
- В конфликтных ситуациях с вашим ребенком, хорошо, если вы и себе зададите следующие вопросы: Что есть во мне такого, что привело к конфликту? Что можно было бы сделать, чтобы избежать подобной ситуации в будущем?
- Учитесь договариваться с подростком, делая акцент на том, что это договор между равными взрослыми (ведь он так хочет добиться признания своей взрослости!) людьми и каждая из сторон отвечает за его соблюдение.
Взрослый – означает прежде всего ответственный. И не забывайте, что требовать от других можно только тогда, когда и вы сами выполняете данные обязательства.
Как научиться понимать и принимать подростка ?
Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в жизни человека и жизни семьи, где есть подросток. Само слово «подросток» нам уже о многом говорит. Человек еще не вырос, еще не стал взрослым, но уже совсем близок к этому.
Вспомните себя в этом возрасте. Как вам хотелось, чтобы взрослые считались с вашим мнением…как бурно вы реагировали, когда этого не происходило…как стремились добиться авторитета в среде сверстников….какие разные и противоречивые чувства вами переживались – от бессилия, одиночества и непонятости до ощущения своего всемогущества, осознания таких истин и понимания вселенной и человечества, о которых никто просто не догадывается!
Подростковый возраст совпадает с половым созреванием. Меняется тело, голос, черты лица и …меняется характер. В милом и таком привычном образе ребенка родители вдруг обнаруживают кого-то совсем незнакомого, иногда циничного и дерзкого. «Это не наш ребенок! Где та милая девочка, которую мы растили?!» - привычные возгласы родителей подростка. «И в кого у него (нее) такой характер?!»
Наблюдается связанная с половым созреванием «гормональная буря», которая влияет на поведение и выражается:
- резкой сменой настроения
- вспышками агрессии
- замкнутостью
- претензиями к родителям и миру
- колебаниями самооценки
- гиперчувствительностью
Восприятие мира становится очень субъективным, обостряются эмоциональные переживания от переживания «кайфа» от мира и контакта с ним до отвращения и ужаса пребывания в этом мире.
Подросткам свойственно размышлять об устройстве мира, их захватывают разные философские темы, особенно актуальными становятся темы поиска смысла жизни, справедливости, добра и зла, любви и смерти.
Этот внутренний поиск сопровождается чтением книг (от фэнтэзи до экзистенциальной литературы), написанием стихов и рассказов, арт-попыток выразить себя в одежде, прическе, на стенах домов, своей комнаты, заборах т.д.
Интересует все запретное, тайное, мистическое. Привлекают фильмы ужасов, триллеры, драмы. Нередко в этом возрасте способом выразить себя становится принадлежность к той или иной субкультуре. И мы видим готов, эммо, гопников и т.д., которые свом видом демонстрируют друг другу и взрослым свои ценности и жизненные ориентиры.
Зачастую самому подростку крайне трудно справляться со своими переживаниями и резкими сменами настроений. Это пугает его и пугает близких. И именно поэтому подросток так нуждается в поддержке и понимании окружающих.
Какие ж основные проблемы и задачи решаются в подростковом возрасте? Что выходит на первый план? Чему необходимо научиться в этот период?
Ответ прост – навыкам общения с осознаванием своего места и роли в социальной группе.
Отношения со сверстниками становятся самыми важными для подростка. Все остальное как бы подчиняется удовлетворению этой потребности. Это может быть живое общения в подростковых группах или тусовках или общение on-line во всемирной паутине Интернет. И то и другое может сочетаться. Таким образом, подросток нарабатывает навыки общения, учится распознавать смысл и подтекст, учится доверять себе и миру и находить меру этого доверия. Увлечения и интересы напрямую связаны с темой общения – это может быть театральная студия, современные танцы, игра на гитаре и т.д. И все, чем занимается подросток в это время, служит основной задаче – привлечь внимание сверстников, заработать авторитет, почувствовать свою ценность и значимость в группе, ощутить признание группы. Центральным становится переживания своего места в группе сверстников. Поиск этого достойного места.
Надо сказать, что группы или компании, создаваемые подростками в этом возрасте являются аналогией семьи, где есть более авторитетные старшие дети, играющие роль родителей и есть много братьев и сестер и конечно же конкуренция между ними за любовь и признание лидеров группы. Такая «семья» становится важнее семьи реальной и в ней есть возможность попробовать играть разные роли от шута и до лидера и наработать навык общения с людьми, навык выдерживания конкуренции и агрессии.
В этом возрасте подростки достаточно ранимы, уязвимы и тем не менее агрессивны. Способ выражения себя и своих эмоций порою чрезмерен. Самоутверждение иногда может сопровождаться правонарушениями от мелких хулиганских выходок до ситуаций с тяжелыми последствиями.
И конечно эта доминанта на общении и самоутверждении часто сопровождается снижением успеваемости в учебе и дистанцией в контакте с членами семьи.
Франсуаза Дольто пишет о подростках, как о переживающих утрату - у них умирает детство. Для меня такая трактовка была открытием новых смыслов этого периода. Думаю, что подростки - это дети, которые испытывают горе от потери мира, в котором они пребывали. Изгнание из рая - это изгнание из детства. Состояние хронического стресса. Но что при этом переживаем мы, взрослые? Думаю, на уровне контрпереноса нечто подобное…
Как же себя вести с подростком, чтобы сохранить доверительные отношения, которые бывают так остро необходимы и спасают в чрезвычайных обстоятельствах?
Рекомендации для родителей:
- Вспомните себя в этом возрасте и разговаривайте с подростком с позиции равного, а не с позиции «сверху».
- Воздерживайтесь от нравоучений и высказываний типа «А вот мы в твоем возрасте…» В лучшем случает вас не услышат, в худшем - будет ждать агрессивная реакция подростка.
- Ни в ком случае не сравнивайте вашего ребенка с детьми ваших друзей, коллег и знакомых. Это понижает самооценку и создает дистанцию в отношениях.
- При возникновении проблемных ситуаций воздержитесь от прямых советов. Эффективнее будет рассказать о том, как вы в свое время справились с подобной трудностью или же рассказать похожую жизненную историю с другими людьми при этом делая акцент на том, что вы верите в своего ребенка и в то, что он сможет принять правильное решение.
- Не обесценивайте переживаний подростка фразами «Да разве это проблема?» или «Что за ерунда!» или «Не переживай, все пройдет». Этим вы только отобьете охоту общаться с вами и обращаться за помощью. Чувства, которые испытывает подросток очень интенсивны и недооценивать их бывает опасным.
- Если вы видите, что ваш ребенок чем-то расстроен, попытайтесь поговорить с ним, проявляя заботу и бережное участие. Возможно, простые объятия без слов помогут больше, чем все ваши советы.
- В спорных ситуациях общения с другими людьми, постарайтесь занять нейтральную позицию: не обвиняя и не выгораживая других или своего ребенка. Постарайтесь задавать вопросы: Как ваш ребенок оценивает эту ситуацию? Где он видит и в какой мере свою долю в создании проблемы? Какой опыт он может из этого извлечь? В какой помощи от вас нуждается?
- В конфликтных ситуациях с вашим ребенком, хорошо, если вы и себе зададите следующие вопросы: Что есть во мне такого, что привело к конфликту? Что можно было бы сделать, чтобы избежать подобной ситуации в будущем?
- Учитесь договариваться с подростком, делая акцент на том, что это договор между равными взрослыми (ведь он так хочет добиться признания своей взрослости!) людьми и каждая из сторон отвечает за его соблюдение.
Взрослый – означает прежде всего ответственный. И не забывайте, что требовать от других можно только тогда, когда и вы сами выполняете данные обязательства.
Тема: “Жизненные цели подростка”
Уважаемые родители!
Растут дети, а вместе с их взрослением растет не только радость от их успехов, но и проблемы.
Дети попадают в дурную компанию, страдают вредными привычками, перестают понимать родных и близких людей.
В свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребенке, перестают понимать, срываются на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада.
Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребенка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для нее несущественны. В связи с этим хочется привести небольшую притчу.
« Король узнает, что его сын женится. Он возмущен, топает ногами, взмахивает руками, критично ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим поданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»
Пока наши дети еще рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя в жизни.
«Каждого человека следует оценивать не потому, кто он есть, а по тому, чего он реально желает добиться!» С. Вивекананд
«Если корабль не знает куда плыть, ни один ветер не будет ему попутным…» Луций Анней Сенека.
Психологи выделяют много признаков в поведении ребёнка, по которым можно определить есть ли жизненная установка, цель у него или нет. Вот несколько признаков в поведении детей, у которых нет жизненных целей:
· чрезмерно играет в компьютерные игры;
· разговаривает по телефону в течение нескольких часов;
· ленивое времяпровождение у телевизора.
· демонстративное нарушение школьной дисциплины
· курение и выпивка
· употребление наркотиков
· грубость сверстникам и взрослым
· унижение маленьких и слабых
· ложь даже без причин
· доказывание своей правоты только с помощью силы
· разрисовывание стен
· порча школьного имущества
· гуляние на улице в течение долгого времени
· совершение других аморальных и противоправных поступков и т.д.
Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка нравственно здоровой личностью, человеком с твёрдыми жизненными целями. Ну, а если сформулировать вопрос так: «Какая жизненная цель человека является первой?» ответ будет таков - это создание своей личности.
Памятка для родителей
Ваш ребенок взрослеет, вместе с его физическим взрослением формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.
1.Беседуйте со своим сыном и дочерью. говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.
2.Рассказывайте о своих планах, своих победах и неудачах в их реализации.
3.Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребенка.
4.Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.
5.Создавайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
6.Говорите правду ребенку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.
7.Будьте сами примером ребенку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.
«Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете, и целей, которые перед ним ставите».
Давайте поможем нашим детям найти себя в жизни, не потеряться, поставить цели и с успехом их добиться. Давайте вместе научимся радоваться успехам и поддерживать своих детей во время неудач!
Притча «Карандаш».
Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. «Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Первое — ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь кому-то держать тебя в своей руке. Второе — ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимо, чтобы стать лучшим карандашом. Третье - ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь. Четвертое — твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. А главное: где бы тебя не использовали, сколько бы ты не потратил сил, продолжай писать...»